Вечер памяти выдающегося художника

В Центральном доме ученых в рамках работы секции китаеведения состоялся Вечер памяти, посвященный 110 – летию известного советского живописца и педагога Константина Мефодьевича Максимова, народного художника РСФСР, лауреата двух Государственных премий, внесшего большой вклад в развитие китайской живописной школы и являющегося одним из самых известных и почитаемых русских художников в Китае.

Сегодня имя этого выдающегося художника хорошо знают в Китае, а в России это имя незаслуженно забыто. Организуя Вечер памяти, Центр русско-китайского гуманитарного сотрудничества и развития хотел привлечь внимание к творчеству и наследию Константина Мефодьевича Максимова.

Открывая Вечер памяти, генеральный директор Русско-китайского центра господин Инь Бинь и депутат Государственной Думы Кизеев Михаил Владимирович говорили о том, что сохранение памяти о талантливых людях, внесших большой вклад в развитие нашей страны и мировой культуры, об истоках их творчества и их жизненном пути является нашим долгом.

Наша задача передать память об этих людях следующим поколениям, чтобы не прерывалась эта связующая нить. Хотелось бы, чтобы о таких людях знала молодежь как в России, так и в Китае, так как это – общие страницы истории наших стран.

Приветственные письма участникам Вечера памяти направили Куликова Галина Вениаминовна, первый заместитель председателя Общества российско-китайской дружбы, и Трофимова Наталья Владимировна, директор Департамента культуры и туризма Ивановской области которые отметили, что творчество К.М. стало яркой страницей советско-китайской народной дипломатии.

Край мой ситцевый.

Родные места К. М. Максимова — ивановская земля. Именно здесь, в деревне Шатрово, расположенной в трех верстах от города Середы (ныне г. Фурманов), 27 августа 1913 года в трудовой семье и родился Константин Мефодьевич.

«Край мой ситцевый в зорях розовых,
Синь небес на сто верст окрест.
Без лугов, без лесов березовых
Не представить родимых мест.
Сколько б ни было в жизни пройдено, —
Без отцовской святой земли
Не представить любимой Родины,
Где родились и где росли!» - эти строки Николая Гришина , ивановского поэта, просто и незатейливо описывают красоту земли, где родился Максимов.

Вечер памяти открылся презентацией выставки, которая дала возможность увидеть красоту родного края Константина Мефодьевича через пейзажные работы, выполненные художником Олегом Журавлевым, и графические работы Виталия Павловича Журавлева – уроженцев Фурмановского района Ивановской области.

Олег Журавлёв, живописец, член Союза художников России, Московского союза художников, Творческого союза художников России, Русского географического общества, почётный член-корреспондент Международной академии культуры и искусства, родившись в городе Фурманов, повторил путь К.М. Максимова: окончил Ивановское художественное училище, а затем МГАХИ им. Сурикова, живописный факультет.

«Думаю, пейзажист должен родиться как раз в маленьком городке, точно не в мегаполисе. Отрадно вспомнить своё детство в частном доме почти на окраине города, где старинный яблоневый сад был центром вдохновения, а из окон виднелись бескрайние поля и леса. Это невероятно важно — повседневная среда, которая питает образами», - сказал Олег в одном из своих интервью. Собравшиеся в зале Центрального дома ученых были очарованы картинами, представленными на выставке , и смогли насладиться простой и неброской красотой русской глубинки.

Уже на круглом столе «Константин Мефодьевич Максимов и формирование школы масляной живописи Китая» Журавлев Виталий Павлович, почетный работник культуры Ивановской области, поделился воспоминаниями о своем детстве, проведенном в тех же местах, в которых прошло детство Максимова К.М.

Собравшиеся на Вечере познакомились с тем, как сохраняется память об известном художнике на его малой родине: в школе, где он учился; в музее им. Д.А. Фурманова, заведующая которого, Клюкина Нина Анатольевна, приветствовала собравшихся в своем видео обращении; в картинной галерее им. Д. А.Трубникова; в Музее пейзажа им. И.И. Левитана.

На круглом столе также выступил ивановский художник и коллекционер Донцов Эдуард Геннадьевич с темой «К.М. Максимов в ивановской культурной среде».

Азы профессионализма.

С ранних лет К.М .Максимов тянулся к рисованию и ему повезло, что на его пути профессионального становления всегда были замечательные учителя. Первым учителем Максимова был художник Дмитрий Алексеевич Трубников, выпускник Московского института живописи, ваяния и зодчества, ученик В. Серова, А.Архипова, братьев Коровиных, талантливый художник, яркий представитель интеллигенции советского периода,  который поселился в середине 1920-х годов в Середе и преподавал здесь на курсах, входивших в систему АХРР (Ассоциации художников революционной России).

В Ивановском художественно-педагогическом техникуме, куда поступил Максимов, собрался дружный коллектив одаренных педагогов, которые сами плодотворно занимались работой в живописи и в графике.

Об истории техникума (ныне Ивановское художественное училище им. М.И.Малютина) и годах обучения там К.М. Максимова рассказал на круглом столе Колобов Владимир Ефимович, заведующий отделением «Дизайн среды», член Союза художников России, который представил собравшимся фотографии из архива училища времен обучения Максимова К.М. и рассказал о замечательных педагогах училища того времени: Бурове Н.Г., А. М. Кузнецове, Н. Н. Мельникове, В. П. Леонове, М. С. Пырине. Об этих наставниках Максимов сохранил самые теплые воспоминания и использовал их приемы и методы обучения, когда сам стал преподавателем сначала в Суриковском институте, затем в Центральной академии изящных искусств в Китае и в Российском государственном педагогическом университете.

«Русский Рембранд».

Так называли К.М.Максимова студенты из группы, которую он обучал в Китае. Там он оказался, когда идеологическое сближение СССР и Китайской Народной Республики в пятидесятые – шестидесятые годы прошлого века повлекло за собой популяризацию советского искусства в Китае. Под лозунгом «Учиться у Советского Союза» были созданы благоприятные условия для сотрудничества двух стран в сфере художественной культуры.

Свое видео обращение для участников Круглого стола прислал один из учеников К.М. Максимова, известный китайский художник, бывший ректор Центральной Академии изобразительных искусств Цхинь Шаньи, в котором высказал свою глубокую благодарность своему учителя от лица всех его бывших учеников.

Всего в «Группе Максимова», которую в Китае шутливо называли колыбелью ректоров, обучался 21 студент, и все из этой группы стали известными китайскими художниками. Знакомя китайских студентов с образно-пластической системой русской реалистической художественной традиции, Максимов тактично воспитывал в них вдумчивый интерес к новому творческому опыту. Студенты Максимова Цзинь Шаньи и Ван Чэньи в очерке «Вспоминая нашего учителя» описали свои впечатления о нем: «… мы все были впечатлены его знаниями, талантом, творческим энтузиазмом, богатым преподавательским опытом, чувством юмора и несомненной уверенностью в себе».

Приветственное письмо участникам Круглого стола прислал Президент Центральной Академии изящных искусств профессор Линь Мао, который отметил: «Развитие современного искусства Китая тесно связано с вкладом К.М. Максимова. Еще в 1950-х годах Максимов приехал в Китай, чтобы преподавать в Центральной Академии художеств. Его курс по масляной живописи оказал глубокой влияние на китайское художественное образование и особенно на развитие китайской масляной живописи. О вкладе К.М. Максимова в развитие живописной школы Китая рассказала Сергеева Татьяна Демьяновна, профессор кафедры теории искусств МГАХИ им. В.И. Сурикова, заслуженный работник культуры РФ.

Она рассказала об особенностях творчества Константина Мефодьевиче, его вкладе как педагога в Институте им. В.И. Сурикова и РГПУ и его признании в Китае. Татьяна Демьяновна рассказала о научно- исследовательской работе, проведенной по теме «Работы К.М. Максимова в китайских частных коллекциях», результатом которой стали выводы о том, что самая большая коллекция картин К.М. Максимова находится в Китае – более 200 картин.

Профессиональный, эмоциональный рассказ Татьяны Демьяновны вызвал очень большой интерес у участников круглого стола.

Завершая Вечер памяти, собравшиеся в зале Центрального дома ученых, отметили большое значение сохранения памяти о выдающемся художнике и передаче этой памяти сегодняшним школьникам и студентам, современному молодому поколению. Работы художника находятся в Третяковской галерее, Русском музее, других музеях нашей страны и за рубежом, в частных коллекциях.

Великое наследие Константина Мефодьевича Максимова в виде его художественных работ, которое является творческой летописью, прежде всего, истории нашей страны и страниц истории российско-китайской дружбы, должно передаваться из поколения в поколение и не уйти в забвение.

-
Scroll to top