Поездка научной делегации в КНР

 

Часть 1.

В начале декабря 2019 года по приглашению отдела науки и техники Посольства Китайской народной республики в Москве  двое советников нашего предприятия – Сергей Иванович Досько и Олег Леонидович Санько приняли участие в расширенной поездке по научно-технологическим кластерам Китая. В представительную делегацию входили руководители столь известных в инженерных кругах России организаций, как СоюзНИО, ВОИР, Российский дом международного научно-технического сотрудничества, оптический холдинг «Швабе», Центр  по научно-техническому сотрудничеству и обмену специалистами.

Эта поездка проводилась в рамках подготовительных мероприятий, приуроченных к 18-й Китайской международной выставке и конференции по обмену экспертами. В этом году  на этом саммите России оказана действительно высокая честь быть  в качестве «почетного гостя». Принимающей делегацию стороной являлся Департамент по работе с иностранными экспертами Министерства науки и технологий КНР.

Посмотрите на карту Китая. Он велик и не объятен. Но научно-технические кластеры Поднебесной в основном расположены на восточной его части, примыкающей к Южно-китайскому, Восточно-китайскому и Желтому морям. Поэтому маршрут поездки делегации пролегал строго по этим регионам. Сначала серебристый лайнер прямым рейсом из Москвы доставил членов делегации в самую южную точку «экспедиции» в поистине образцово-современный 12-ти миллионный Шэньчжэнь (недалеко от Гуанчжоу). В дальнейшем «дорожная карта» поездки пролегла строго на север, сначала авиаперелетами в Вусин (провинция Хучжоу, в 170 км от Шанхая), а потом в городской округ Шицзячжуан провинции Хэбэй. А там уже на скоростном поезде и до Пекина «рукой подать».

Надо отдать должное устроителям этих конференций – все детали их проведения были отлажены безупречно. В течение поездки было проведено четыре конференции, на которых гости изложили свое видение настоящего и будущего научно-технического сотрудничества двух стран. Попутно, устроителям были предложены ряд технологических проектов, которые могли бы стать прорывными программами, в частности, для улучшения экологической обстановки в Китае. Так, С.И. Досько рассказывал присутствующим о двух проектах, которые уже сейчас в состоянии кардинально решить проблему очистки сточных промышленных вод и загрязненного «индустриального» воздуха.

Твердым орешком в эффективности наших взаимоотношений остаются вполне объяснимые трудности синхронных переводов научных и высокотехнологичный текстов. Мы можем только посоветовать будущим членам подобных делегаций привозить в КНР уже готовые тексты своих презентаций на китайском языке. Это заметно облегчит ясное понимание непростой информации сугубо технологичных текстов.

С другой стороны, также хочу отметить тщательную работу по языковой подготовке к приему делегации департамента по науке и технологиям провинции Хэбэй. Подготовленный им русско-язычный каталог потребностей провинции в российских экспертах буквально в течение одного заседания, не сходя с места, позволил найти китайской стороне необходимых партнеров в России.

По завершению всей поездки в Пекине состоялась итоговая встреча членов делегации с заместителем директора Департамента по работе с иностранными экспертами Министерства науки и технологий КНР господином Xu Haoqing  и генеральным директором китайской ассоциации по международным обменам господином Liu Yongzhi. На ней были подведены результаты этой технологической экспедиции и намечены планы на будущее по совместной работе.  Отчитаться об увиденном и сделанном было доверено трем из девяти членов делегации. Не скрою, приятно было узнать, что в «ударную» тройку вошел и сотрудник нашего предприятия.

Часть 2.

А теперь я собираюсь рассказать, что же интересного увидели члены делегации на авангардных предприятиях, куда нас любезно  пригласила встречающая сторона.

Город Шэньчжэнь – заново спланированный, утопающий в декабрьской зелени мегаполис, является технологическим лицом современного Китая. Город последние годы непременно занимает первые места в национальных рейтингах по самым прорывным направлениям науки. Интернет вещей, большие базы данных, разработка и производство летающих дронов, обилие техноинкубаторов и стартапов, опережающая подготовка рабочих площадей под будущие проекты – все это не может не вызывать восторга у специалистов с инженерным образованием.

В качестве достойного примера обратимся к продукции  производства китайской компании DJI Innovations, которая известна в первую очередь из-за своей серии квадрокоптеров Phantom. Именно ее офис и выставку посетила наша делегация. Квадрокоптеры стали незаменимым рабочим инструментам в отделениях МЧС, киноиндустрии и пр. Разумеется, и в оборонных делах тоже находится широкое применение таким «летунам».  Максимальная поднимаемая масса – 6 кг, дальность полета до 7 км, максимальное время до перезарядки – 30 минут. Мой вопрос о месте приземления коптера при исчерпании электрозаряда, стендист парировал сообщением о том, что при снижении  заряда до 20%, коптер сигнализирует «хозяину» об этом и самостоятельно возвращается «на базу». В случае тумана, умная машина рекомендует владельцу вообще не отпускать ее «на волю».

Отдельно следует сказать и об Институте передовых технологий (SIAT). Это единственный в Шэньчжэне институт академии наук КНР и он работает на этом, новом для себя месте вот уже 11 лет. Тематика исследований достаточно широка: тут и цифровые и информационные технологии, биотехнологии, биомедицина и роботы.

Нас познакомили с работой двух лабораторий – биомедицины и биотехнологии. В первой было рассказано о проекте, направленном на  лечение болезни Паркинсона с помощью ультразвукового воздействия, а во второй – о проекте лечения кожных ожогов благодаря клеточным технологиям.

На этой фотографии показана увеличенная «картинка» воздействия на кожу  препаратов, выполненных по разработанным в лаборатории  технологиям.

Попутно отмечу, что при входе в некоторые лаборатории  установлены информационные доски о том, что данное направление исследований возглавляет иностранный специалист высокого научного звания.

Отдельно следует сказать и о принятом в стране графике работы – это 6-ти дневная рабочая неделя при труде “с девяти утра до девяти вечера”.

Следующий пункт в нашей программе – город Хучжоу. Разумеется, и тут состоялась конференция, посвященная возможным путям технологического сотрудничества. Но именно в Хучжоу лично у меня состоялась встреча, оставившая наибольшее технологическое впечатление от всей поездки. Наша делегация жила в 56-ти этажной гостинице Dongwu New Centure Grand Hotel на 46–м этаже (смотри на фотографии ниже). Итак, я вошел в кабину лифта на первом этаже, причем в кабине я был не один, а уже человек пять. Каждый из пассажиров нажал на панели управления кнопку своего этажа. Поехали. Попутно отмечу, скорость того лифта приближалась к 4 метрам в секунду. Итак, к 25-му этажу кабина мягко притормозилась, и двери бесшумно раздвинулись. В кабину въехал……. РОБОТ! И занял свободное в кабине место. Внешне он был ростом с 10-ти летнего подростка. Лифт тронулся выше, но притормозил около 35–го этажа. Двери разъехались в стороны, и робот выкатился на прилифтовую площадку. Больше я его не видел. Жалею об этом.

Но с робота знакомство с высокими технологиями  в Хучжоу только и началось. Сначала нам показали  работу контрольно-проверочного цеха компании Jiuli, специализирующейся на выпуске высокопрочных стальных труб, предназначенных для ответственных узлов атомных станций и подобных серьезных предприятий. Тут привычные для инженеров тестирующее оборудование облачено в термокамеры, позволяющие имитировать любые климатические зоны эксплуатации выпускаемых компанией стальных труб.

Настоящим и сюрпризом, и подарком для автора этих строк стало посещение китайского подразделений всемирно известного концерна Sany Group, выпускающего тяжелые строительные машины. Дело в том, что до выхода на пенсию автор этих строк всю свою трудовую деятельность посвятил строительным машинам и побывать на лидирующем в мире предприятии по выпуску рекордных по грузоподьемности гусеничных кранов стало для меня профессиональным подарком.

Рекордный по грузоподъемности кран «тянет» 3600 тонн. Для тех наших читателей, которым трудно осязаемо представить величину этой массы, могу сказать,  что столько примерно весит груженный товарный железнодорожный состав средних размеров.

Город Вусин пока насчитывает 600 000 жителей, но развивается очень быстро. Как пример отраслевого развития цифровых технологий, нам продемонстрировали музей географических информационных технологий. Это музей поистине мирового уровня. Жаль, что ему было уделено нашей плотной программой отчаянно мало времени. Сразу после музея мы окунулись в производственную атмосферу  Чжэцзянского завода турбомашин и двигателей. Это сугубо металлообрабатывающее и сборочное предприятие, в номенклатуре которого продукция самого разного назначения, включая и оборонное. Так, например, нам показали летающую со скоростью 860 км/час мишень-ракету, которая имитирует самолеты противника  при подготовке молодых «зенитчиков». Разумеется, на заводе такого серьезного  профиля было запрещено фотографировать и, поэтому, этот абзац остается без иллюстраций.

Заключительным, поистине звездным аккордом всего путешествия стал визит на территорию «Нового национального города – Сюньань». Это грандиозный проект по сооружению на ранее пустующем месте совершенно нового города с населением в 5 миллионов человек. Бросается в глаза исключительно малоэтажная застройка города будущего. Это эффектно контрастирует с современной застройкой городов, где жилые здания ниже, чем в 40 этажей просто не найти. В городе предусмотрен только электротранспорт (включая электрокатера), причем этот уютный город будет связан с соседями самыми совершенными путями сообщений – воздушными, водными, железнодорожными и автомобильными, предназначенными для беспилотных автомобилей. Правда, нам не удалось увидеть пятно застройки в полном масштабе, так как в тот день с утра стоял непроглядный туман. Сфотографировать удалось лишь ложе под будущие транспортные коммуникации. 

Председатель КНР Си Цзиньпин уже дважды за три прошедшие года лично посетил строительную площадку национального масштаба. Согласитесь, такое внимание к объекту говорит о многом.

В заключении хочется еще раз поблагодарить Посольство КНР в Москве и лично второго секретаря по науке и технике господина Чжан Тяня за организацию и осуществление полезной поездки, которая  готовит реальную почву для успешного проведения Годов китайско-российского научно-технического и инновационного сотрудничества в 2020 и 2021 годах.

 

 

 

Scroll to top