Китайский город с русской душой

 

29 ноября 2023 года в Центральном доме ученых в рамках работы секции китаеведения состоялся Круглый стол «Харбин – город дружбы России и Китая», организованный Центром русско – китайского гуманитарного сотрудничества и развития. Круглый стол посвящен 125 – летию города Харбина, строительство которого началось по решению правительств России и Китая, и ставшего одной из отправных точек Китайско –Восточной железной дороги (КВЖД) и «самым русским» городом в Китае. Важное место в истории русского зарубежья принадлежит Харбину как главному центру русской эмиграции на Дальнем Востоке и Юго-Восточной Азии. Расширяющееся в последние десятилетия сотрудничество России и Китая как стратегических партнеров актуализирует тему изучения истории контактов двух стран и взаимовлияния двух культур. Главная задача организаторов Круглого стола – способствовать развитию знаний об истории, культуре и традициях Китая и укреплению российско-китайских дружественных отношений. Участники Круглого стола говорили о значении Китайско – Восточной железной дороги для России и Китая; об истории возникновении Харбина как центра КВЖД, уникальной истории города и судьбах его основателей; о современной жизни Харбина, а также об истории русского зарубежья и культурной миссии русских эмигрантов в Харбине. В работе Круглого стола приняли участие члены Центрального дома ученых; специалисты – китаеведы; студенты российских вузов, изучающие китайский язык и китаеведение; китайские студенты и те, кто, интересуются историей Китая.

Китайско – Восточная железная дорога

В сентябре 2023 году исполнилось 120 лет с момента начала эксплуатации Восточно- Китайской железной дороги. Значение КВЖД для начала ХХ века было огромно, так как она соединяла Сибирскую магистраль и Уссурийскую дорогу и сокращала путь до Владивостока; экономила средства на сооружение дороги; усиливала влияние России в Азиатско-Тихоокеанском регионе и способствовала бурному развитию северо – восточного Китая. Строительство и эксплуатация КВЖД как русской, так и китайской стороной привели к уникальному взаимовлиянию двух культур. Открытая в 1903 году, Китайско -Восточная железная дорога была своего рода «государством в государстве», обладавшим своей собственной территорией общей площадью 114 тысяч гектаров, на которой находились железнодорожные пути, станции с административными зданиями и вспомогательными постройками, подвижным составом и обслуживающим персоналом. Дорога имела свою законодательную и исполнительную власть, верховного начальника в лице её управляющего Дмитрия Хорвата, свои министерства , свою армию и полицию, свою судебную систему, образование и здравоохранение, а также собственные почту, телеграф и даже пароходство.
Особенностью данной магистрали стало то, что она была проложена через труднодоступную местность, что потребовало сооружения большого количества сложнейших инженерных сооружений – тоннелей, мостов, паромных переправ. При строительстве КВЖД российскими инженерами были применены самые смелые технические решения. Инженер Мыслин, принимавший участие в строительстве дороги, сказал: «Создание КВЖД — великое русское дело, обильно политое русским потом, русской кровью и осыпанное русским золотом, это русское дело принесло ценные плоды Китаю, и в этом деле отразились широта души и размах русского народа».

История города с русской душой

Центром строительства и сердцем КВЖД стал город Харбин с уникальной историей. Об истории возникновения города, топонимике названия и этапах развития Харбина на Круглом столе рассказал Су Шуай – аспирант Российского университета дружбы народов. Город, который был построен «русской рукой», приютил тысячи русских. Первыми русскими в Харбине стали те, кто приехали во время строительства КВЖД. По итогам первой в истории Харбина переписи, проведенной 15 марта 1903 г., население составило 44 576 человек, из них русских подданных было 15 579. В 1917 году, когда грянула Октябрьская революция, в Харбин приехали русские эмигранты, которые спасались от репрессий большевиков. К 1924 г., когда на восток устремились остатки белогвардейских армий Колчака, Каппеля и атамана Семенова, в Харбине уже проживало около 100 тыс. русских эмигрантов. Так Харбин стал центром русской эмиграции на Востоке, что дало импульс для распространения русской культуры в городе. Именно в этот период и сформировалась уникальная архитектура города, так напоминающая Москву и Санкт-Петербург. Строились церкви, театры, школы, открылось шесть высших учебных заведений. Многие переселенцы стремились сохранить привычный уклад жизни, щедро жертвовали деньги на ремонт дорог и постройку новых зданий. Харбин пережил много трагических событий, к которым относится оккупация Японией в 1932 г., вхождение в состав марионеточного государства Маньчжоу-го и приход Квантунской армии; появление рядом с городом концлагеря, получившего название «Отряд 731», где над людьми проводились испытания различных видов биологического оружия. После прихода советских войск в 1945 году управление Харбином взяла на себя советская военная администрация, а в 1946 году управление перешло китайцам. 14 февраля 1950 года был заключен Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи между СССР и КНР, предусматривавший передачу железной дороги Китаю, и в 1953 году процесс передачи дороги был полностью завершен. Харбин пережил годы культурной революции, а сегодня превратился в большой промышленный город.

О сегодняшнем Харбине и его связях с Россией рассказал Чжан Синюй, магистрант МГТУ и выпускник Харбинской школы № 6. Он отметил, что сегодняшний Харбин – центр провинции Хэйлунцзян, его население составляет более 12 млн. человек, Это – важный транспортный узел с хорошо развитым промышленным производством. В 2016 году Харбин занял 23 место среди городов Китая по объёму ВВП, который достиг 610 млрд юаней. В настоящее время Харбин играет важную роль для Китая в сфере торговли с Россией. Кроме того, это – научный центр, в котором находится большое количество вузов и научных институтов. В 2018 году лучшим ВУЗом города стал Харбинский технологический институт, занявший 2-е место среди китайских ВУЗов по научно-исследовательской работе. Туризм — бурно развивающаяся отрасль местной экономики. Особенно любят приезжать сюда русские туристы. Город, основанный русскими на территории Китая, до сих пор остается удивительно похож на старые районы Москвы и Санкт-Петербурга и сохраняет в себе частичку русской души.

О судьбах основателей Харбина рассказала Шевченко Галина Ивановна – председатель Правления Ассоциации образовательных организаций «Мост китайского языка». К основателям города по праву относятся те, кто принимали решение о строительстве КВЖД и Харбина, и те, кто его проектировал и строил.
Так Сергей Юльевич Витте, российский Министр финансов, поддержал «Маньчжурский» вариант дороги и в 1896 году провёл успешные переговоры с китайским представителем Ли Хунчжаном, добившись согласия Китая на сооружение в Маньчжурии Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД). Михаил Иванович Хилков, Министр путей сообщения, блестяще организовал работу по сооружению Китайско-Восточной железной дороги, уделяя внимание улучшению условий жизни и быта железнодорожников и строителей. А главным строителем Харбина был его племянник князь Степан Николаевич Хилков, выпускник Петербургского института инженеров путей сообщения. Дмитрий Леонидович Хорват, русский генерал-лейтенант, был управляющим КВЖД вплоть до 27 апреля 1918 года. В период его руководства царил полный порядок. «Люди верили, что, пока там будет Хорват, все будут защищены от всяких бед и напастей». Полоса отчуждения получила тогда наименование «счастливой, благословенной Хорватии». В 1916 году китайцы Харбина поставили ему прижизненный памятник, где были высечены слова Конфуция: “Умение ладить с соседями — великий дар”. Николай Сергеевич Свиягин был участником всех экспедиций, которые определяли место строительства КВЖД, а затем обеспечивал стратегическое руководство этим уникальным проектом. Первые здания харбинского «посада» возводились по указанию Свиягина: корпуса депо, паровозных мастерских, дома и гостиницы для железнодорожников, первая каменная православная церковь. Первым, официально зарегистрированным жителем поселения, стал инженер Адам Шидловский. Именно он определил место строительства Харбина – пересечение железной дороги с рекой Сунгари, которая связала строителей посёлка с русской территорией, Именно он разработал план застройки города. Наиболее точной датой основания Харбина считается 16 мая 1898 года, день, когда инженером Шидловским было заложено основание первого барака для будущих строителей железной дороги. Особенно бурный размах строительство Харбина приобрело при участии знаменитых харбинских архитекторов А.К. Левтеева и И.И. Обломиевского.

Культурная миссия русских эмигрантов 20 века в Китае 

Вопросы активного взаимовлияния различных типов культур и цивилизаций – Запада и Востока, в том числе России и Китая, становятся сегодня очень значимыми, и важно исследование исторических и культурных особенностей национального анклава, сложившегося на территории чужой страны, не утратившего своей самобытности как примера, образца всестороннего взаимодействия двух культур, сохранивших свой национальный характер и уникальность.

Ван То – аспирант РУДН и преподаватель китайского языка университета МИТУ-МАСИ, рассказал участникам Круглого стола о культурной миссии русских эмигрантов 20 века в Китае. Русские привезли в Харбин не только мебель и личные вещи, но и свое русское отношение к жизни, отношение к воспитанию и образованию детей. В Харбине создавались русские школы, в том числе гимназии. Были русские высшие учебные заведения, библиотеки. Размах читательских интересов здесь был настолько широк, что ему можно позавидовать даже сейчас. В Железнодорожном собрании, центре культурной жизни русского Харбина, проходили белые и розовые балы, конкурсы красоты и другие мероприятия. Русская культура, развиваясь в рамках чужой культуры, не утратила своей самобытности, обогащалась сама и влияла на культуру страны, которая создала условия для ее развития. Русские в Харбине не только сохранили свою национальную культуру, духовные ценности, языковую и ментальную среду, но и в условиях иной культурной среды повлияли на развитие Северо-Востока Китая и создали значительное культурное наследие в виде литературных произведений, живописи, архитектуры.

С темой « Генезис и развитие русской литературы в Харбине» выступил Терёхин Вадим Федорович – российский поэт и общественный деятель, председатель правления Калужского областного отделения Союза писателей России, член координационного совета Международного поэтического движения «Мир без стен».

Он рассказал, что в начале XX века Харбин жил интересной и насыщенной литературной жизнью, о чем свидетельствуют материалы периодической печати – «Рубеж», «Молва», «Заря», «Русское слово», «Новости жизни», «Рупор», «Луч Азии». В городе проводились литературные вечера «Зеленой лампы», из которых возникло известное литературное объединение «Чураевка».Наиболее знаменитыми харбинскими поэтами и писателями были Николай Аполлонович Байков, Арсений Несмелов, Алексей Ачаир, Валерий Перелешии и Всеволод Никанорович Иванов. Произведения писателей русского Китая создали свой неповторимый художественный образ русского человека вдалеке от Родины. Это, быть может, не столь рафинированный персонаж, как у писателей русской диаспоры в Европе (в первую очередь во Франции), но человек, гораздо более оптимистично смотрящий на жизнь, привыкший бороться с трудностями, обогащенный опытом китайской философии, китайской идеей гармонии. Русские писатели и поэты не только смогли сохранить типичную русскую литературу «серебряного века», но и внести в нее сильный колорит китайской культуры.

О развитии русской живописи в Харбине рассказал Алмазов Александр Валерьевич, заслуженный художник России, общественный деятель. Русские художники, переехавшие в Харбин после Октябрьской революции открывали мастерские, проводили художественные выставки, занимались преподаванием искусства и художественным творчеством, создавали картинные галереи, осуществляли международный художественный обмен и распространяли русское искусство в Китае. Журнал «Рубеж», основанный русскими художниками-эмигрантами, фиксировал большое количество художественных событий из жизни русских живописцев-эмигрантов и стал важным материалом для изучения художественной жизни русских живописцев в Харбине В Харбине было создано множество художественных школ и студий, самой крупной и известной среди которых является студия искусств «Лотос», открытая в 1922 году. Основателями этой художественной студии были М. А. Кичигин, А. К. Холодилов.В конце 1920-х годов был создан Харбинский художественный колледж, затем переименованный в Провинциальный. В начале 1930-х годов там работал талантливый художник А. Е. Степанов, Другой художник в Харбине – А. Н. Клементьев – был учеником выдающегося русского живописца И. Е. Репина и одним из самых активных художников Харбина. Он приехал в Харбин в 1931 году и начал обучать студентов, создавать новые работы и организовывать художественные выставки в различных художественных школах и частных мастерских Харбина. Художник — М. М. Лобанов — приехал в Харбин в 1931 году и жил там до 1954 года.

Русское зарубежье в Харбине

В последние годы в отечественной и зарубежной науке резко возрос интерес к проблематике истории русского зарубежья. Проблема исследования русского зарубежья в Харбине имеет значение с точки зрения истории возникновение диаспор, опыта сохранения культурных ценностей, связей с исторической родиной, созданием благоприятной среды для развития науки и искусства. Этот опыт в современных условиях имеет важное политическое и культурно-историческое значение. На Круглом столе были представлены очень интересные видео выступления из Владивостока и Харбина.

Одно из выступлений Кушнаренко Марины Сергеевны- председателя Правления «Русского клуба в Харбине».
В своем видео выступлении она рассказала об история возникновения и направлениях деятельности Русского клуба в Харбине, члены которого изучают историю Харбина; привлекают ученых двух стран к исследованиям; раз в два года проводят Международную научную конференцию «Любимый Харбин – город дружбы России и Китая», способствуют сохранению памятников русской культуры и архитектуры в Харбине, организуют различные культурные мероприятия, направленные на сохранение русских традиций.


Еремин Сергей Юрьевич – председатель секции Дальневосточного информационно – культурного центра «Русское зарубежье» Приморского краевого отделения ВОО «Русское географическое общество» и Руководитель Исторической секции Русского клуба в Харбине. Он рассказал о той большой работе, которую проводит Историческая секция. Одно из направлений – сохранение памяти о людях, создававших Харбин. Участники Круглого стола узнали об удивительных харбинцах: Иване Чурине, создавшем первый магазин; Герасиме Антипасе, открывшем гостиницу и Тер-Акопяне, открывшем ресторан «Татос». Все эти здания сохранились и заведения являются действующими. Сергей Юрьевич рассказал о работе по реставрации русского кладбища и православных храмов (Иверского, Покровского и Софийского ), об исследовательской работе о судьбах архитекторов и священников православных храмов. Одним из направлений работы является издательская деятельность: изданы два сборника материалов Международной научной конференции «Любимый Харбин – город дружбы России и Китая», готовится к выходу третий сборник; издан сборник «75 лет Великой Победы. Борьба советского и китайского народов против японского милитаризма», в котором собраны материалы о героях той войны. Члены Клуба ежегодно посещают кладбище, где похоронены 111 советских воинов, погибших, при защите Харбина. Сам Сергей Юрьевич, прекрасно знающий историю Харбина, проводит экскурсии для русских туристов и студентов и мечтает о проведении полномасштабных Дней русской культуры в Харбине и о превращении Харбина в настоящий центр общения России и Китая.

В завершении работы Круглого стола участники заявили о необходимости объединения усилий по сохранению и популяризации культурно-исторического наследия русского мира в Китае и об исследованиях истории восточной ветви русской эмиграции в Китае. Заседание секции завершилось песней о Харбине, соавтором которой является Еремин Сергей Юрьевич.

-
Scroll to top