Роль и значение чая
У большинства народов есть свой национальный напиток, который употребляется на протяжении веков, искусство приготовления которого доведено до совершенства, приготовление и употребление которого обросло легендами, приметами, традициями. Для китайцев таким напитком является, безусловно, чай.
Китайцы не представляют себе жизни без чая. Древняя восточная мудрость гласит, что ежедневно человеку нужно семь вещей: чай, рис, соль, масло, уксус, соевый соус и дрова. В современном Китае дрова нужны далеко не всем, а вот чай пьют практически все. Напиток с вековой историей принято пить и просто так, и в торжественных случаях и на официальных мероприятиях. Если говорить об особенных случаях чаепития, а не о повседневном потреблении чая, то существует несколько поводов для того, чтобы приготовить и выпить чашечку янтарного напитка.
Во-первых, предложить кому-то чашку чая означает выказать человеку уважение. В китайском обществе очень развито уважение к старшим людям, чинопочитание. Поэтому традиционно младшие наливают чай старшим, выражая тем самым своё почтение. Часто по выходным взрослые дети, отдавая дань традиции, приглашают своих родителей и старших родственников в «чайный дом» или в ресторан. Такие встречи бывают очень полезны для представителей всех поколений. Маленькие дети учатся уважительному отношению к старшим, взрослые имеют возможность выразить благодарность и почтение родителям, пожилые люди не чувствуют себя одинокими.
Помимо уважения, совместное чаепитие может выражать примирение. В китайской культуре существует интересный обычай просить прощения, подав чай человеку, которого обидел, перед которым хочешь извиниться. Налить чашку чая значит чистосердечно раскаяться. Принятие чашки означает принятие извинений.
На Востоке янтарный напиток занимает важное место в различных ритуалах и церемониях. Обряды могут быть самыми разнообразными, они могут отличаться друг от друга в разных провинциях, семьях, слоях общества. Однако чаю традиционно отводится в них важная роль. Например, во время китайской свадебной церемонии молодожёны дарят родителям чай. Это символизирует и уважение к старшим, и благодарность, и покорность. Некоторые свадебные ритуалы предписывают новобрачным разделить чашку чая друг с другом, выразив тем самым согласие пройти вместе жизненный путь. В деревнях, реже в больших городах сохранился обычай, согласно которому юноша дарит чай родителям девушки, когда он приходит просить её руки.
Приготовление чая
Заваривают чай в Китае по-разному. Иногда насыпают заварку прямо в чашку, некоторые используют специальные чайные чашки с крышкой, иногда заваривают в чайнике. Вот только привычного в России заварного чайника в Китае нет. Никому из восточных гурманов не придёт в голову заваренный в отдельной ёмкости чай разбавлять кипятком по вкусу. Не одно это отличает китайские традиции чаепития от русских. Жители Поднебесной залив кипятком заварку, тут же выливают воду. Тем самым они «моют» чайные листья. И лишь после этого в чайник опять заливают кипяток, продолжая приготовление вкуснейшего напитка. Температуру воды положено выбирать в зависимости от сорта чая. Правило тут простое: чем светлее чай, тем ниже температура. Т.е. белые, жёлтые, зелёные сорта заливают водой температурой около 80°С. И только чёрный чай и Пуэр заваривают кипятком. Одну и ту же заварку «проливают» несколько раз. Хорошие сорта чая можно заваривать во время чаепития по 10-15 раз, получая при этом каждый раз вкусный насыщенный напиток.
Разновидности чая
Существуют разные критерии, по которым можно различать сорта чая. Любой фактор может влиять на вкус конечного продукта. Начиная со страны происхождения и заканчивая способом обработки. Чтобы систематизировать сорта чая, стоит обратить внимание на некоторые этапы производства.
Для приготовления самого распространённого в мире напитка используют молодые листочки кустарника камелия китайская. Кустарнику этому нужно тепло, солнце, влага. Далеко не во всех странах климатические особенности позволяют выращивать камелию.
Самый крупный поставщик чая на мировой рынок – это Китай. Первое место КНР занимает заслуженно. Во-первых, именно китайский император и знаток трав много веков назад положил основу культивации чая. Во-вторых, в Китае производятся уникальные сорта, которые не удаётся вырастить в других странах мира.
Помимо Китая чайные плантации есть в Индии, на Цейлоне, в Кении, Японии. В Индии и Кении производят большей частью чёрные сорта. В Японии – зелёные, но на экспорт идёт лишь малая часть продукции, львиная доля японского чая остаётся в стране. Африканский чай во многом схож с индийским. Именно из Индии колонисты-англичане завезли первые саженцы этого растения в XIX веке.
Производство чая – многоэтапный процесс. И на каждом этапе есть различные способы обработки, от которых зависит сорт полученного чая. Так, собранные с чайных кустов листья необходимо сначала завялить. Делать это можно на солнце, можно в тени, можно в помещении. Всё это влияет на вкус полученного в итоге напитка.
Безусловно самые распространённые сорта чая это чёрные (в Китае их называют красными) и зелёные. По способу обработки они сильно отличаются друг от друга. Чёрный – наиболее ферментированный чай, в то время как при производстве зелёного листья вообще не ферментируются. При производстве чёрного чая листья немного измельчаются. Для получения зелёных сортов листья оставляют целыми. В Китае считают зелёный чай летним напитком, а чёрный пьют больше зимой.
Белый чай можно назвать элитным напитком. Производится он из самых молодых полу раскрывшихся листиков, которые в процессе производства только завяливают и сушат. Напиток получается удивительно приятный на вкус. Распространены белые сорта в основном в Китае. Дело в том, что нежный сорт очень чувствителен к транспортировке и хранению.
Чай Пуэр производится из совершенно особого сырья. Для его изготовления используют листья прямоствольного юннаньского дерева. В отличии от кустарника камелии китайской, это высокое (до 20 метров) дерево, которое растёт лишь в некоторых провинциях Китая. Чем старше дерево, тем вкуснее, насыщеннее и дороже Пуэр, который изготовили из его листьев.